Новости

"Карточные спецэффекты", "Business Week", 04.12.2006

04.12.2006

Владельцы российских кредитных организаций внедряют пластиковую «экзотику»

ОДИН ИЗ «ТОПОВ»

КРУПного российского банка на полном серьезе мечтает сделать пластиковую карту с особым ароматом. Этот аромат должен «подталкивать» человека тратить деньги. Эксцентричный банкир уверен, что его мечта-далеко не пустая фантазия.
Практически каждую неделю к нему приезжает человек из парфюмерной компании, который знакомит финансиста с новыми сочетаниями ароматов. В том, что определенные запахи могут действовать на подсознание человека, менеджер уже убедился: в кабинетах его сотрудников благоухают ароматические масла, заставляющие клерков усиленно трудиться.

ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

ПРИ ВСЕЙ анекдотичности ситуации поведение банкира отражает тенденцию рынка. В условиях роста конкуренции продвинутые кредитные организации не прочь прельстить клиентов оригинальными банковскими картами, потратив на их разработку и изготовление несколько десятков тысяч евро. «Существует большое число клиентов, для которых важна не только и даже порой не столько экономическая составляющая карточного продукта, сколько дизайн карты, - уверяет начальник отдела разработки кредитных карт Юниаструм Банка Наталья Демидова. - Это может быть связано с особенностями характера человека, например, такими, как любовь к цветам или животным, а также иметь ситуационный характер - свадьба, профессиональный праздник».

Ну а кому-то и не нужны особые рисунки. Журналистка Ольга Платонова долго выбирала банк, в котором можно получить пластиковую карту черного цвета. Ее абсолютно не интересовали ни условия обслуживания карточки, ни количество банкоматов кредитной организации. Просто ей очень хотелось иметь стильный кусочек пластика в своем портмоне.
В среднем одна «не совсем обычная» банковская карта обходится кредитной организации в 8-10 евро, в то время как стандартная стоит меньше пяти. Однако за возможность лишний раз с достоинством воспользоваться картой клиенты готовы и переплатить. Обладателям солидных банковских счетов и подавно хочется иметь что-нибудь «эдакое», дабы не оплошать перед друзьями. Им зачастую необходимо, чтобы карта была стильной, эффектной и оригинальной.

По сути пластик — аналог кошелька, поэтому его внешний вид играет немаловажную роль. Банкиры готовы здесь подыграть взыскательным клиентам. «Если еще пару лет назад спрос на "экзотические" банковские карты вообще отсутствовал, то теперь он постепенно проявляется», — констатирует Тимур Родионов, коммерческий директор компании «Розан», занимающейся производством пластиковых карт.

КАРТА ОТ КУТЮР

ЗАПАДНЫЕ маркетологи уверяют, что эффектный вид банковской карты стимулирует держателя чаще пользоваться ею. Поэтому банки готовы привлекать к разработке дизайна именитых художников. Не так давно подразделение Королевского банка Шотландии по работе с частными клиентами, Coutts&Co, обратилось к модельеру Стелле Маккартни с просьбой разработать дизайн пластиковой карты. Не отстают от западных финансистов и наши соотечественники. Так, дизайн «пластика» для своего молодежного проекта «Союзник» банк «Союз» заказывал студии Артемия Лебедева. И если в среднем по рынку цена разработки пластикового дизайна редко превышает 300 евро, то услуги студии прославленного интернет-дизайнера обходятся в 8-12 тыс. евро!

«Банки сейчас занимаются тем, что переманивают клиентов друг у друга, — говорит директор по продажам пластиковых карт компании "Тагрус" Татьяна Савельева. — А"перетащить" их можно хорошими условиями по обслуживанию карт и, как ни странно, хорошим дизайном самих карт». По этой причине рынок «необычного пластика» медленно, но верно растет. По оценкам начальника отдела продаж пластиковых карт компании «Новакард» Максима Андрианова, спрос на подобную продукцию ежегодно увеличивается на 5–10%.
Общее количество пластиковых карт, по подсчетам Центробанка, на 1 октября 2006 года составляло 67,7 млн. штук. Пока из этих миллионов на «не совсем обычный» пластик приходится не более 200 тыс. Штампуют такие карты на тех же заводах, где производят и обычный пластик.

Российских производителей банковских карт, сертифицированных ведущими платежными системами, не так много: это завод «Розан» в Москве и «Новакард» в Нижнем Новгороде. Существует еще примерно 5–8 представительств западных компаний, у которых производство вынесено за пределы России.

ПЛАСТИК ВСЕ СТЕРПИТ

ПОСКОЛЬКУ эксклюзивные предложения блещут разнообразием, наиболее востребованным сервисом является нанесение на карту любых понравившихся клиенту картинок или фотографий. Карту собственного дизайна можно заказать, в частности, в Промсвязьбанке, Юниаструм Банке, Русском банке развития, Экспобанке, Импэксбанке. На ней можно разместить практически все, что заблагорассудится, за исключением сцен насилия и секса или рисунков, содержание которых не укладывается в общепринятые понятия о морали и нравственности.

Карта может не только напоминать клиенту о его близких или о любимой машине.
В сентябре этого года новосибирский банк «Левобережный» разработал для своих VIP-клиентов карты в виде плиток шоколада. Однако эксперименты не ограничиваются лишь размещением рисунков на пластике. Так, MasterCard недавно презентовал карту «MC квадрат», одна сторона которой обрезана и закруглена. Ею, в отличие от остальных карт нестандартной формы, можно пользоваться при получении денег в банкомате. Одним из первых «MC квадрат» заказал для своих клиентов ТрансИнвестБанк.

Среди новинок Промсвязьбанка карта для оплаты услуг и покупок в Интернете MasterCard Virtual. Она меньше размером, чем обычные карты, и на ней отсутствует магнитная полоса. Карту через специальное отверстие можно прикрепить и использовать как брелок. В таком же качестве можно использовать и карту Visa Mini: она почти вдвое меньше обычной карты и предназначена только для оплаты товаров и услуг, в банкомат ее не засунешь. Такие мини-карты уже в этом году запустили в обращение Мастер-банк и «Ханты-Мансийский».

Банкиры обратили свои взоры и на карты с так называемым тактильным эффектом, повторяющие на ощупь какую-то структуру, от пчелиных сот до ворса теннисного мяча или джинсовой ткани. По словам эксперта, карты с «ощущением джинсовой ткани» наиболее востребованы молодежью.
Известно, что Мастер-банк недавно заказал карты Visa Mini с изображением шарпея, у которого отдельные части морды были на ощупь практически «настоящими».

А один из российских банков эмитировал для своих клиентов карты с покрытием из ткани, обычно называемой «шотландка».
Особым спросом в России пользуются прозрачные карты. Такой продукт предлагают своим клиентам Импэксбанк, Пробизнесбанк, Международный Московский банк, Ситибанк, Банк Москвы. В следующем году эту «компанию» пополнит и Промсвязьбанк. Эксперты прогнозируют устойчивый спрос на такие карты, поскольку прозрачность может иметь самые разные оттенки и цветную магнитную полосу, соответствующую общей концепции карты.
Кредитные организации готовы и к более экстравагантным дизайнерским ходам. Например, Судостроительный банк специально для женщин выпустил зеркальные карты, которые можно смело класть в косметичку.

Большой популярностью пользуются и карты с «объемным» изображением. Такой 3D-эффект позволяет «играть» с толщиной карты, создавая объем.
Для любителей тратить деньги в темноте система Visa изготовила специальные карты Visa LightCard, оборудованные мини-лампочкой. Банковских клиентов может заинтересовать и LightCard with Lens - светящаяся карта с лупой, втрое увеличивающей изображение. Правда, ни один российский банк такие карты пока еще не заказывал.

КАРТА ДЛЯ ЛЮБИМОЙ СОБАЧКИ

НО ВСЕ ЭТО просто детские игрушки по сравнению с возможностью козырнуть перед обладателями устойчивой психики самой что ни на есть «золотой картой».
Стоимость изготовления одной такой карты для себя любимого будет колебаться от $5 тыс. до $20 тыс. Первую российскую золотую карту изготовила компания «Розан» еще в прошлом году. По словам Тимура Родионова, у его компании сейчас есть заказ и на изготовление чиповых карт с вкраплениями полудрагоценных камней. Правда, это не ноу-хау отечественных толстосумов: в США уже в ходу карты MasterCard, «нашпигованные» бриллиантами. Конечно, с такой картой подходить к банкомату бесполезно, однако ее счастливого обладателя сей факт вряд ли может смутить.
В стремлении угодить клиенту отдельные кредитные организации даже готовы эмитировать карты для… представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Правда, по отзывам, со стороны последних особого стремления обзавестись таким «опознавательным знаком» вроде бы пока не наблюдалось. По словам эксперта, практически не интересуют российских банкиров «термокарты», меняющие цвет под воздействием тепла, карты с совсем уж необычным покрытием (вроде змеиной кожи) и… как ни странно, пластик со всевозможными ароматами (например, хвои, ванили или кофе). В этом плане ноу-хау упомянутого выше топ-менеджера банка выглядит, скорее, исключением.

Впрочем, определенная сдержанность интереса к чему-то новенькому объясняется не столько консерватизмом почтенной публики, сколько технологическим отставанием рынка. На карты, эмитируемые банками стран СНГ, действует ряд ограничений по дизайну со стороны платежных систем.

Сами производители говорят, что они «готовы разработать какие угодно карты — хоть в виде гоночных автомобилей или любимых собачек клиентов». Дело за банкирами: большинство из них пока стесняются выражать свои чувства к клиентам таким замысловатым образом. Но, как выразился один из банкиров, говоря о перспективах развития такой продукции, ее время придет: это «карточный долг» банков.