//

Новости

"РОЗНИЧНЫЙ БАНК НА РЫНКЕ ОБЛИГАЦИЙ", "Рынок ценных бумаг", 12.12.2006

12.12.2006

Интервью с председателем правления КБ «Юниаструм Банк» Павлом Неумывакиным

РЦБ Павел Иванович, расскажите, пожалуйста, об основной деятельности «Юниаструм Банка». Каковы приоритетные направления развития банка в настоящее время?

П. И. Последние годы стали для «Юниаструм Банка» временем глобальных преобразований. В 2004 г. была принята новая бизнес-стратегия, в соответствии с которой банк развивается как розничное кредитное учреждение и ориентирован на обслуживание частных клиентов. Выбранная стратегия принесла нам успех. Сегодня банк входит в число 30 банков -лидеров по динамике роста активов, а также 20 крупнейших банков России по потребительскому кредитованию, в первую очередь по выданным ипотечным кредитам и кредитам на покупку автомобилей. Помимо этого, «Юниаструм Банк» обладает собственным фондовым центром, управляющим одной из самых развитых линеек ОФБУ (более 50 инвестиционных фондов).
Аудитор банка — компания KPMG, которая составляет финансовую отчетность с 2004 г. по международным, а с 2005 г. по российским стандартам отчетности. Таким образом, банк имеет отчетность по МСФО периодом более 3 лет. В октябре решением рейтингового комитета Moody''s Investors Service « Юниаструм Банку» присвоены следующие рейтинги по глобальной шкале:

  • рейтинг финансовой устойчивости -Е+;
  • рейтинг по долгосрочным депозитам в иностранной и национальной валюте - 62;
  • рейтинг по краткосрочным депозитам в иностранной валюте и национальной валюте - HP.

Данный рейтинг присвоен с учетом качества управления и опыта команды менеджеров банка, оптимального на сегодняшний день качества активов, а также позитивных перспектив расширения коммерческой сети «Юниаструм Банка». Присвоение международных рейтингов по депозитам и финансовой устойчивости со стабильным прогнозом является одним из наиболее авторитетных в мире подтверждений доверия к банку не только на национальном, но и на международном уровне.

За 2004-2006 гг. валюта баланса банка выросла более чем в 8 раз. Если по состоянию на 1 января 2004 г. этот показатель составлял 3,201 млрд руб., что позволило банку занять только 227-ю позицию среди российских банков, то на 1 января 2005 г. валюта баланса увеличилась до 7,582 млрд руб. (117-я позиция в рейтингах), на 1 января текущего года -до 17,396 млрд руб. (77-я позиция). По итогам первого полугодия 2006 г. валюта баланса банка составила 26,155 млрд руб. - 57-е место в рейтингах российских банков.

В этом году «Юниаструм Банк» получил статус уполномоченного банка Правительства Москвы. При этом банк осуществляет аналогичное сотрудничество с Государственным таможенным комитетом РФ, который с 2001 г. включил его в реестр организаций, выступающих в качестве гаранта перед таможенными органами.

«Юниаструм Банк» входит в ТОП-10 российских банков с самой развитой филиальной сетью. В настоящее время банк имеет свои представительства в 40 регионах России. Развитие филиальной сети «Юниаструм Банка» началось в 2001 г., когда был зарегистрирован первый филиал в Иваново. На протяжении 2002-2004 гг. были зарегистрированы и открыты 17 филиалов, в 2005 г. - еще 7 новых филиалов. В настоящее время количество офисов банка уже превысило 220. Только в октябре текущего года было зарегистрировано 4 новых филиала -в Липецке, Владимире, Рязани и Кирове. С открытием филиалов в Хабаровске и Магадане в начале следующего года «Юниаструм Банк» впервые выйдет на рынок финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе.

В рейтингах по различным направлениям деятельности мы также занимаем ведущие позиции. По количеству выданных ипотечных кредитов «Юниаструм Банк» находится на 8-м месте среди лидирующих банковских организаций России и 17-м месте по абсолютному объему ипотечных кредитов, который в 2006 г. должен вырасти не менее чем на 100%. Свой кредитный портфель банк формирует как самостоятельно, так и совместно с Федеральным Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. В рейтинге, оценивающем объемы выданных автокредитов в первом полугодии 2006 г., банк занял 15-е место. Кредитный портфель по этому направлению на текущий момент составляет более 100 млн долл.

Важным направлением для банка является работа с корпоративными клиентами. В первом полугодии «Юниаструм Банк» увеличил объем кредитного портфеля корпоративных клиентов более чем на 40%. Банк ориентируется на средний и малый бизнес, имеющий большие перспективы роста и более высокую доходность.

Недавно было принято решение о повышении статуса «Юниаструм Банка» в платежной системе Visa, что позволит банку предлагать своим клиентам весь спектр пластиковых продуктов и услуг платежной системы Visa International, самостоятельно проводить все виды карточных операции, эмиссию карточек всех типов, выдачу наличности по карточкам через банкоматы и пункты выдачи наличности и др. В рейтинге, оценивающем количество выпущенных пластиковых карт, «Юниаструм Банк» находится на 13-м месте. К октябрю «Юниаструм банк» выпустил уже более 240 тыс. пластиковых карт. Объем эмиссии вырос по сравнению с показателем конца 2005 г. в 2,5 раза.

Кроме того, в январе «Юниаструм Банк» получил эксклюзивное право устанавливать свои банкоматы в сети магазинов «Копейка». Таким образом, до конца 2006 г. число его банкоматов должно вырасти более чем в 2 раза. РЦБ Банк предоставляет услуги по организации облигационного финансирования. Каковы тенденции на рынке облигаций в настоящий момент? Какие компании наиболее интересны для банка как организатора?
П. И. «Юниаструм Банк» предоставляет услуги по организации облигационного финансирования сторонним эмитентам, хотя данное направление деятельности сегодня для нас не приоритетное. Вместе с тем для «Юниаструм Банка» в этом направлении интересны устойчивые предприятия с хорошей репутацией и перспективами развития. Для нас не имеет значения, в какой отрасли работает предприятие. Главное -репутация, размеры, эффективность работы, перспективность дальнейшего развития и, конечно, готовность к публичному раскрытию информации о себе. РЦБ Какие преимущества привлечения облигационного финансирования для компаний Вы можете выделить? Каковы итоги рынка первичных размещений в 2006 г.?
П. И. Облигационное финансирование целесообразно использовать средним и крупным компаниям, годовые доходы которых превышают номинальный объем выпуска в 2-3 раза. Данное условие необходимо для соблюдения уровня долговой нагрузки предприятием-эмитентом и его способности обслуживать облигационный долг. Традиционно при сравнении облигационного финансирования и банковского кредитования выделяют следующие преимущества:

  • привлечение сравнительно больших объемов заемных средств на более длительный срок. В настоящий момент объемы привлечения для компаний среднего размера колеблются в пределах 500-1000 млн руб. Срочность заимствования - 3 года. Не все компании могут получить в банках такие условия заимствования под приемлемую ставку кредитования. Облигационное финансирование при прочих равных условиях предоставляет такую возможность;
  • снижение стоимости заимствования. При дебютном размещении компания-эмитент платит так называемую «премию за неизвестность» инвесторам, которая включается в размер купона по облигациям. При выпуске последующих облигационных займов стоимость заимствования, как показывает практика, снижается; сокращение зависимости от одного инвестора за счет публичного размещения облигаций среди широкого круга инвесторов;
  • самостоятельное формирования структуры облигационного займа с помощью таких параметров, как размер номинала, форма ценных бумаг, вид купонной ставки, периодичность выплаты купонов, вид обеспечения и др. Подобная возможность учитывает потребности компании-эмитента в отличие от банковского кредитования, где не заемщик, а банк диктует условия кредитования.

в качестве производных преимуществ облигационного финансирования можно выделить создание публичной кредитной истории компании-эмитента, косвенный маркетинг компании-эмитента, отсутствие необходимости обременения активов компании-эмитента и др. РЦБ Банк работает на вексельном рынке.

Какова его вексельная программа?

П. Н. «Юниаструм Банк» выпустил первые векселя в 2004 г. В 2005 г. были запущены вексельные программы. За 2,5 года оборот собственных векселей банка составил более 10 млрд руб. РЦБ Банк выпустил дебютный облигационный заем в феврале 2006 г.

Каковы цели выхода на рынок публичного долга и использования привлеченных средств?

П. И. В феврале 2006 г. «Юниаструм Банк» эмитировал свой дебютный публичный облигационный заем в объеме 1 млрд руб. По итогам аукциона ставка по 1-му и 2-му купонам была установлена в размере 12,5 % годовых, по займу - годовая оферта с ценой выкупа, равной номиналу облигаций. «Юниаструм Банк» вышел на рынок публичных долгов с тремя основными целями: финансирование программ розничного кредитования своих клиентов, замещение части вексельной задолженности банка и создание положительной публичной кредитной истории для укрепления имиджа банка.

Организатором облигационного займа выступил ЗАО «ИК АВК», соорганиза-торами - ОАО «Внешторгбанк» и «АК БАРС» БАНК, соандеррайтером — ЗАО АКБ «Ланта-Банк».

Высокий спрос, наблюдавшийся в ходе размещения выпуска на ММВБ, свидетельствовал о уверенности российских инвесторов в стабильности «Юниаструм Банка» и о их доверии стратегическому курсу, который проводит банк. Мы были удовлетворены результатами проведенного размещения, главной целью которого было привлечение средств на финансирование розничных кредитных программ «Юниаструм Банка» — автокредитования, кредитов «на неотложные нужды» и собственной ипотечной программы. РЦБ Каковы дальнейшие планы работы банка на финансовых рынках, в том числе и на рынке публичного долга? П. Н. В планах «Юниаструм Банка» — привлечение заимствований с открытого рынка и в дальнейшем. Успешный опыт размещения дебютного облигационного займа позволит рассчитывать на привлечение с фондового рынка больших сумм под сравнительно низкую процентную ставку. Более того, в виду наличия постоянных потоков платежей по кредитным обязательствам дебиторов мы рассматриваем возможность секьюритизировать имеющиеся обязательства, тем самым расширив объемы розничного кредитования.